современные формы и методы взаимодействия»
Подготовила:
Чайковская Ольга Алексеевна,
заместитель директора по ВР,
высшей категории
г. Григориополь,
17 января 2024 г
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников:
современные формы и методы взаимодействия»
Слайд-2
Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.
Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского:
Наше призвание – сеять семена,
сеять всегда, сеять даже в
знойную почву и даже тогда,
когда наверняка знаешь,
что не взойдет”.
Гражданско- патриотическое воспитание — один из приоритетов воспитательной работы нашей школы. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы и малой родины, знать их историю, активно участвовать в их жизни.
Слайд-3
Цель и задачи.
Целью гражданско-патриотического воспитания учащихся школы является формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, музеях Приднестровской Молдавской Республики.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Слайд-4
Патриотизм формируется следующим образом:
Первая ступень формирования патриотизма начинается с формирования родственных чувств в своей семье, любви и уважения к родителям, родственникам.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – селу, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Слайд-5
Военно-патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:
- классные часы;
- деловые игры;
- встречи;
- беседы, диспуты, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- соревнования;
- экскурсии, походы;
- трудовые дела;
- сочинения;
- уроки мужества, гражданственности.
- Слайд-6
Работа в школе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:
*Духовно-нравственное
* Историко-краеведческое.
* Гражданско-патриотическое
*Социально-патриотическое
*Военно-патриотическое.
* Спортивно-патриотическое.
Слайд-7
Работа по историко-краеведческому направлению включает в себя изучение истории Отечества и особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины.
В школе работает краеведческий музей, руководителем которого являюсь. Совместно с активом из числа учащихся музея собираем поисковый материал о ветеранах ВОВ, о педагогах школы и материал, связанный с краеведением. Собранные материалы изучаются, оформляются и используются на уроках и классных часах.
Слайд-8
Наш школьный краеведческий музей является хорошим помощником в воспитании патриотизма подрастающего поколения Приднестровской Молдавской Республики. Мы создали «Летопись школы», в которой отражена история создания школы, списки всех бывших учителей, список и фото с краткой биографией всех 12 директоров с 1936-1937 года по настоящее время. Первый директор Мотынга_Арсений Иванович по архивным документам был в списках пропавших без вести после окончания ВОВ. Есть пионерская атрибутика, сохранился альбомы комсомольской организации имени «З.Космодемьянской» и «Альбом дружбы» между нашей школы и школы села Велико-Плоское Украины.
Школьный музей был создан в 2002 году, к 65 — летию образования средней школы. В начале была оформлена «Каса маре», в которой отражается быт наших предков, а потом совместно с юнармейцами, в уголок «Никто не забыт-ничто не забыто» были дополнены информацией стенды о двух героях Советского Союза, родом из Оренбурской области Кузнецов Иван Алексеевич и Соболев Григорий Семёнович из станции Марьинки Краснодарского края, которые погибли при форсировании реки Днестр в апреле 1944-го года. Были похоронены в братской могиле в нашем селе. Информацию для стендов мы получили от родственников героев, весь материал собран в альбомах, учителя использует данный материал на классные часы. Одна из улиц нашего села носит имя героя Соболева С.Г.
Создали и «Уголок Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., оформлен в виде, стенда. В уголке представлены подлинные материалы, соответствующие данной тематике: фронтовые каски, фляжки, награды, фотографии.
В музее на отдельном стенде отражена информация о выполнении интернационального долга наших односельчан в Афганистане. В этой войне участвовало около 2000 приднестровцев, из которых 54 не вернулись, не стало еще 270 после тяжелых ранений. Есть и у нас в селе группа воинов – интернационалистов, которые с честью выполнили свой долг перед Родиной.
Слайд-9
Ежегодно школьники принимают участие в различных конкурсах по историческому краеведению – конкурс сочинений: «Улицы героев», «Защитник Родины в моей семье», «Поклонимся великим тем годам…», конкурсы эссе «Имя Победы», «Я люблю свой край», фотоконкурс «Фронтовой портрет в истории моей семьи», конкурс плакатов и рисунков «Подвиги Приднестровского народа», «Гимн Чести, Мужеству и Славе», республиканский проект «Выдающиеся люди Приднестровья» в целях гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи Приднестровской Молдавской Республики. Многие годы наши учащиеся являются участниками и призерами этих конкурсов. Эта информация так же размещается на отдельном стенде и на школьном сайте.
Слайд-10/11
Историко-краеведческое направление так же реализуется через многочисленные экскурсии: традиционными стали экскурсии в археологический музей Екатерининского парка города Тирасполь, в Бендерскую крепость, по историческим местам Приднестровья (Рыбницкого Каменского районов). Совместно с юнармейцами проводим тематические экскурсии для всех школьников, гостей. Часто к нам приходят и малыши детского сада «Мугурел». Наша школа заняла первое место в районе и 3-ее в республике в конкурсе «Лучший экскурсовод школьного музея организации образовании Приднестровья», в номинации «Видео-презентация» ученицы 8 класса, Григорьева Еленаи Жосан Кристина;
(от13 марта 2019г., № 67)
Мы неоднократно выступали на первом республиканском телевидении, в предверии освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков 12 апреля.
Слайд-12
На другом стенде мы отвели информацию о выдающихся людях нашего села в целях патриотического воспитания, формирования высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, у детей и молодежи Приднестровской Молдавской:
Михаил Кузьмич Гребенча, родился в 1897 году в семье народного учителя села Малаешты, профессор- математик, работал в Московской горной академии, его заслуга в том, что он определил наивыгоднейшее место заложения шахты и во время ВОВ он был назначен директором Горного института и сумел сохранить его ценнейшее оборудование и обеспечил планомерную эвакуацию. На базе оставшегося оборудования М. К. Гребенча развернул работу на нужды фронта. В дни войны Михаил Кузьмич вел большую работу по организации и налаживанию занятий в Московском городским педагогическом институте и, совместно с профессором Н. А. Глаголевым, – в Московском государственном университете.
Владимир Бешлягэ, 1931 года рождения, писатель-публицист. Более 20 лет работал в редакциях республиканских журналов, был заместителем ответственного редактора органа Союза писателей Молдавии журнала «Нистру». Начал свою литературную деятельность как автор рассказов для взрослых и детей, на которого, можно равняться и брать пример с таких его работ как романы «Акасэ», «Збор фрынт» и т.д..
Слайд-12
• Военно-патриотическое.
С целью формирования у подрастающего поколения патриотических чувств, любви к родной земле, умение свято хранить традиции дедов и прадедов, чтить память павших, традиционно в феврале проводится эстафета военно-патриотического воспитания.
Одними из первых мероприятий являются конкурсы чтецов: «Фронтовая поэзия». Репертуар конкурсантов включает в себя стихотворения, отрывки из произведений, созданных в период ВОВ, послевоенного периода, в современное время.
Слайд-13
В этот период проходят выставки рисунков «Защитник Отечества», акции «Открытка ветерану», плакаты «Отчизны верные сыны». Все работы выполняются по тематике, красочно, эстетично и заслуживают хорошей оценки.
В школьном смотре строя и песни «Статен в строю, силен в бою» участвуют учащиеся 5 — 10 классов. Все ребята относятся к проведению смотра ответственно, показывают хорошую военную выучку. Жюри учитывают все требования, предъявляемые к конкурсу: форму участников, строевую подготовку, исполнение песни.
В рамках данной недели в 5 – 11 классах проводятся:
— единые тематические классные часы, посвященные Победе в ВОВ, Дню защитника Отечества;
— уроки по истории: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга».
— экскурсии в школьный краеведческий музей. Экскурсанты в этот период рассказывают о подвиги наших земляков, и их жизни в послевоенный период, краткие биографии мы собрали в альбом участников ВОВ.
Слайд-14
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане, стали традиционными в нашей школе.
Слайд-15
Наши учащиеся являются активными участниками районных и республиканских мероприятий патриотической направленности: в этом году 15 старшеклассников стали участниками большого исторического урока, проводимый Президентом ПМР, а так же, в конкурсах стихов, сочинений, рисунков, патриотической песни, литературно-музыкальных композиций и д.м. при участие школы в Фестивалях «Юность, творчество, талант»,
«Мы этой памяти верны», в целях гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи.
Воспитание демократической культуры, гражданственности у нас проходит при проведении деловой игры: «Выборы в местный Совет детей и молодежи», цель которого является участие в различные проекты.
К примеру:
Слайд-16
Проект: «Молодые лидеры»: Наши учащиеся участвовали в различные тренинги, конкурсы, в рамках которого самоуправленцы должны были не только видеть проблему, но и найти пути решения. Проблема молодежи было отсутствие парка отдыха, и они предложили создать этот парк в центре села, напротив дома культуры, где находился пустырь и заросший бурьян.
Наша цель была сделать свое село более чистым, привлекательным и красивым. Для начала, в ходе тренингов нам необходимо было найти проблему, а потом убеждать администрацию школы, главу Гос.администрации села о необходимости поддержки реализовать наш проект. Таким путем, в центре села был заложен парк отдыха в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Школьники вместе с учителями, родительским комитетом расчистили территорию в самом центре села, разбили место для тротуаров, скамеек, мусорных и посадили более 250 деревьев и кустов, выделенные Гос.Администрацией села. Таким образом, формируется гражданско-патриотическое воспитание, социальная активность и обязательное сохранение исторического наследия. Если ребенок посадил дерево, то обязательно вернется к тому месту.
Слайд-17
По уже сложившейся традиции весной в преддверии Дня Победы стартует первый этап районной военно-спортивной игры «Юный патриот Приднестровья». Готовясь к нему, школьники не только овладевают военно-прикладными навыками и знаниями, совершенствуют физическую подготовку, но и глубже знакомятся с историей родного края, узнают о его защитниках, сражавшихся за нашу мирную жизнь на фронтах Великой Отечественной и в 1992-ом.
Основной целью «Юного патриота Приднестровья» (ЮПП) является патриотическое воспитание молодежи, популяризация военно-прикладных видов спорта и подготовка молодых людей к службе в вооруженных силах.
Слайд-18
В этом году, по инициативе Государственной службы по спорту ПМР, было решено воссоздать в Республике сдачу нормативов ГТО-физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» или обновленная расшифровка «Горжусь тобой, Отечество!». Наши участники завоевали 1 золотой значок, 6 серебряных и 2 бронзовых значка.
Слайд-19
Мероприятия посвященные Дню Победы и 12 апреля – день освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Вахты Памяти
Вахты Памяти, начинаются с 8.30 до 11.00 ч, у памятника нашего села.
Для несения почетного караула традиционно назначены лучшие учащиеся
7-го класса. Среди критериев несколько основных пунктов: ребята с хорошей успеваемостью, дисциплиной, активно участвующие в жизни школы.
Цель Вахты Памяти — почтить память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мы этому всегда уделяем должное внимание.
Приятно видеть, когда наша молодёжь не остается равнодушной и чтит память героев, погибших в годы Великой Отечественной Войны, и таким образом, выражает свою гражданскую позицию. Принимает активное участие в митингах, в возложение гирлянды и цветов. Также формируется бессмертный полк, проводится акция «Георгиевская лента».
Слайд-20
Без экологического образования патриотическое воспитание сейчас не обходится. И хочется отметить, что и у нас в школе экологии стали уделять больше внимания, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Учащиеся школы неоднократно стали победителями Республиканской акции «Сохраним нашу землю голубой и зеленой», экологической рекламы «Кто, если не мы!» Заняли — 1 место в районном туре Республиканского Конкурса-смотра «Лучшая территория организации» — в целях экологического воспитания подрастающего поколения, озеленения и благоустройства территорий организаций образования ( от 7 апреля 2023 года № 142 и 2-ое место в республике).
Цель экологического образования – формирование экологической культуры, в состав которой входит понятие «экологическая ответственность», а она вырабатывается только в практической деятельности.
Гражданско-патриотическое направление работы реализуется через формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. Здесь можно выделить следующие блоки:
Слайд — 21
-Проведение конкурсов военно-патриотической песни «Нас песня к Победе вела», а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам: День Республики, КВН-ы, «Мы за здоровый образ жизни», проекты и т.д. к примеру
Слайд — 22
-Проведение уроков доброты:
— «День пожилого человека»,- пробудить желание заботиться о других людях и уважительное отношение к жителям своего села, своему народу, его языку и культуре.
Слайд — 23
— Добровольческая акция «Эстафета добрых дел»
Слайд — 24
«Георгиевской ленточки»- её главной целью- «стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне в истории человечества, чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».
«Голубь мира»- с целью сохранения памяти победы над фашизмом и гражданской консолидации народов государств по урегулированию конфликтов без применения силы в интересах достижения укрепления мира и дружбы между народами и их духовного сближения, недопущения возрождения фашизма.
Слайд 25
Мероприятие ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года явилось отправной точкой в череде трагических событий, оставивших неизгладимый след на нашей земле.
в этот день мы проводим акцию «Свеча памяти» у мемориала-, проходит как день поминовения и знак памяти обо всех, кто пал жертвой в годы самой страшной войны XX века.
Гражданско-патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Оставьте комментарий
Comments 0